Типы кузовов легковых автомобилей

Кузов по ОСТу

С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей. Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций «по форме» и «по содержанию». Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями.

Далее по тексту: USA — Соединенные Штаты Америки, GB — Великобритания, F — Франция, D — Германия, I — Италия.

БЕСКАПОТНЫЙ КУЗОВ
(дословно – «маленький грузовой фургон») – однообъемный, грузопассажирский кузов с двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений. Задняя часть салона, как правило, выполняется аналогично кузову типа «универсал», но имеет большее число трансформаций кресел и оборудования.Они же Минивэны и микроавтобусы. Предназначение их – это перевозка людей в количестве до 7 человек, что не требует дополнительной водительской лицензии D класса. В салоне автомобилей этого класса все предназначено для максимального комфорта перемещения пассажиров. Багажное отделение небольшое, но вместительное. Отличительной особенностью минивэна от микроавтобуса являются двери: Минивен как правило имеет четыре боковых двери и одну заднюю (дверь багажного отделения), Микроавтобус имеет три боковых (одна из них сдвижная) и, как у минивена, заднюю.
Примеры: ВАЗ-2120 "Надежда", УАЗ-39625 ("Буханка"), Renault Ecspace.

БРОГАМ (Brougham, Coupe de Ville)
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений, также названия кузовов автомобилей начала ХХ века с убирающейся крышей над передним сиденьем (или совсем без нее). До появления автомобиля так именовались экипажи с аналогичной конструкцией.

КАБРИОЛЕТ (Cabriolet)
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами.
(По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо — без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет — с убирающейся стойкой между окнами боковой стены.)

КАБРИОЛЕТ-ХАРДТОП (Cabriolet)
Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей.

КУПЕ (Coupe, Gran turismo)
(от французского «couper» – «отрезать») – крышка багажника у купе дверью не является, то есть через багажник проникнуть в салон нельзя. Трехобъемный или двухобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и двумя рядами сидений. Второй ряд сидений может быть со стесненными посадочными размерами (схема 2+2). Такие модели кузова зачастую используются в спортивных автомобилях. Их отличает высокая комфортность для водителя и пассажира, сидящего спереди. Однако наличие только двух посадочных дверей затрудняет посадку на заднее сиденье, если таковое вообще имеется. Багажник у этих моделей, как правило, несколько больше по сравнению с седаном, но не существенно.
Примеры: ЗАЗ-965,968М "Запарожец"; Ferrari Testarossa

ЛАНДО (Loundoulet)
(от Landau – город в Баварии (Германии), где с XVII века начали изготавливаться экипажи под названием «ландо») – первоначально – четырехместная карета с открывающимся верхом; сейчас – пассажирский кузов легкового автомобиля с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений.

ЛИМУЗИН (D-Pullman)
(от названия исторической провинции Лимузен во Франции). На дорогих автомобилях начала ХХ века водитель располагался вне салона (такой кузов назывался лимузином). Трехобъемный пассажирский кузов с четырьмя или шестью боковыми дверями, двумя или тремя рядами сидений и застекленной перегородкой, отделяющей пассажирский салон от места водителя. При трехрядной компоновке салона второй ряд сидений либо складной, либо расположен спиной к направлению движения.
Примеры: ВАЗ-21108 "Премьер", Mercedes-Benz (S220,S221) Pullman

ПИКАП (Pick-up)
(от английского – «pick up» – «поднимать») – грузопассажирский кузов с закрытой кабиной для водителя и пассажиров и открытой бортовой платформой для груза. Кабина может быть оборудована двумя, тремя или четырьмя боковыми дверями и иметь один или два ряда сидений по схеме 2+1, 2+2 или 2+3. У грузовой платформы откидной задний борт, мягкий или жесткий верх. Возможна и установка пассажирских сидений. Мини-грузовичок – как его называют ласково в народе. Автомобили с данным типом кузова могут быть предназначены как для перевозки пассажиров, так и грузов в специально для этого отведенном отсеке.

РОДСТЕР (Roadster, Spider)
Пассажирский кузов со складывающимся верхом, двумя боковыми дверями и одним или двумя рядами сидений. Второй ряд сидений отличается стесненными посадочными размерами (схема 2+1 или 2+2). В отдельных случаях эти кузова могут комплектоваться съемным жестким верхом.

СЕДАН (USA-Sedan, GB-Saloon, F- Berline, D-Limousine, I- Berlina)
(происхождение термина, вероятно, от французского города Седан) – трехобъемный кузов с двумя, четырьмя или шестью дверями. Данная модель кузова типична для большинства легковых автомобилей. Различается объемом багажника и салона. Удобен для перевозки пассажиров, однако практически не предназначен для перевозки грузов. Даже перевозка лыж вызывает неудобства. Хотя для этих целей в импортных автомобилях предусмотрен открывающийся отсек в заднем сиденье. Но это не решает проблемы в полном объеме.
Примеры: ВАЗ-2110, ВАЗ-2115

ТАРГА (Targa)
Пассажирский кузов типа «Купе» со складной или съемной частью крыши над первым рядом сидений. В конструкции крыши возможны варианты. Например, так называемая «Т-образная» крыша – с центральной, продольной балкой, разделяющей съемную часть на две половины.

УНИВЕРСАЛ (USA-Station Wagon, GB-Estate car, F-Break, D-Kombi, I- Giardinera)
Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задний ряд сидений складывающийся). Пассажиры третьего ряда сидений могут также располагаться или спиной к направлению движения, или на отдельных креслах вдоль бортов кузова. Автомобили с универсальным типом кузова являются настоящими семейными автомобилями.
Примеры: ВАЗ-2104, ВАЗ-2111

ФАСТБЕК (Fastback, D-Fliessheck)
Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей.
(Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется.)

ФАЭТОН (Phaeton, Convertible)
(от имени персонажа греческой мифологии Фаэтона – сына бога солнца Гелиоса) – первоначально – конный экипаж с открывающимся верхом; затем данное название стало применяться по отношению к автомобилям – пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами.

ФАЭТОН-УНИВЕРСАЛ (Universal Mehrzweck Fahrzeug)
Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей).
(Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси»).

ФУРГОН (USA, GB-Van, D-Kastenwagen, F-Fourgonette)
Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов.
(В 80-90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение).

ХАРДТОП-СЕДАН (Sedan-Hardtop, Sport-Sedan)
Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.
(Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко — у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины.)

ХАРДТОП-КУПЕ
(«хардтоп» в переводе с английского – «жесткий верх») – кузов купе (двух- или трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах.

ХЭТЧБЕК (Комби, Hatchback, D-Heckklappenlimousine)
(от английского «hatch» – «люк» и «back» – «задний») – двухобъемный грузопассажирский кузов с двумя или четырьмя боковыми дверями и одной грузовой в задней части кузова (общее число дверей три или пять). Два ряда сидений. Второй ряд и расположенную за ним полку можно складывать или вообще снять, резко увеличив полезный объем грузового помещения. Крыша плавно спускается назад, в задней стенке большой багажный люк.
Примеры: ВАЗ-2108, ВАЗ-2109, ВАЗ-2112
Комментарии: (0) Рейтинги:  
0
Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Кликните для обновления

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Top