Не шипами едиными...

Больше века назад, когда появилась первая шипованная шина, достойной альтернативы ей на зимней дороге просто не существовало. Сегодня мягкие «липучки» - прямые конкуренты «шиповкам» (что подтверждают и результаты тестов журнала "За рулем") и присутствуют в гамме каждого известного производителя шин. Основное достоинство шипованных покрышек – лучшее сцепление на льду, за счет твердых коготков. Недостатки тоже известны. На современных автомобилях на фоне тихих двигателя и трансмиссии гул шипов слышен особенно хорошо. Кроме того, при потере шипов заметно ухудшаются сцепные свойства, возникает дисбаланс. Да и масса таких шин, как правило, больше – выше нагрузки на подвеску. Не говорим уже об износе дорожного полотна – это для многих понятие абстрактное, вроде экологических норм. Добавляет интриги факт, что шипованная резина запрещена в некоторых странах Европы (Германия, Польша) и Японии. В других государствах правительство пытается сохранить дороги, законодательно ограничив скорость движения автомашин на такой резине. В Бельгии, например, этот показатель составляет 60 км/ч, а на трассах Швейцарии - 80 км/ч.С другой стороны, некоторых странах использование шипованной резины даже является обязательным. Так, законодательство Финляндии требует от водителей с ноября по март ездить только на шипованной резине.
Шипы современной резины состоят из двух элементов: корпуса и твердосплавной рабочей вставки. Корпус обычно изготавливают из мягкой стали или специального алюминиевого сплава. Конструкторы все время стараются уменьшить вес и размеры шипа: от этого зависит его разрушающее воздействие на дорожное полотно.
Современные шипы делят на однофланцевые и многофланцевые. Первые - дешевле на 30-35 процентов. В городах, где скорости передвижения относительно невелики, подойдут однофланцевые, а на загородных трассах надежнее многофланцевые. Шипы обычно размещают в плечевых зонах протектора с таким расчетом, чтобы в зоне пятна контакта шины с дорогой одновременно находилось от 8 до 12 шипов. Их устанавливают в специальные отверстия в протекторе, которые либо формуют в процессе изготовления шины, либо получают позже на специальном оборудовании. В эксплуатации шипы страдают от двух факторов. Это ослабление посадки шипа в теле покрышки и его коррозия.
Предполагалось, что многофланцевый шип спасет положение, поскольку верхний фланец создаст преграду воде и увеличит прочность фиксации шипа. Эксплуатация показала, что многофланцевый шип лучше держится - но не более того. Резина все-таки не повторяет форму шипа. Между его телом и стенкой отверстия образуются пустоты, в которые при раскачке шипа попадает влага.
Существуют и так называемые «бриллиантовые» из твердых сплавов – они как бы граненые - самые эффективные шипы, ими на нашем рынке шипуется только Нокиан «Хаккапелита-4,5» (причем шипуется в Финляндии, поскольку технологию этого дела они держат в секрете) и Gislaved Nord Frost 5. Цена такого баллона зашкаливает, на «десятку» - свыше 4000 рублейи.
Важен также температурный режим работы шипов. Установлено, что при скорости 60 км/ч и температуре воздуха +10 С уже через полчаса непрерывной езды на сухом асфальте нижний опорный фланец шипа разогревается до 100 С. Это близко к температуре осмоления резины. В результате нарушается структура поверхности отверстия под шип, резина твердеет и начинает разрушаться. В этом случае потеря шипов неминуема. Обычно на шину ставят от 90 до 120 шипов. Устанавливают шипы так, чтобы они образовывали не одну, а несколько дорожек движения. Над поверхностью протектора шип выступает примерно на 1,5 миллиметра.
Несколько лет назад появился термин "плавающий шип". У этого названия есть своя история. Фирма Gislaved, входящая в концерн Continental, придумала новый шип, который при езде по укатанному снегу или льду начинал работать по полной программе, а когда случались морозы и чистый асфальт – утапливался в протектор в гнездо установки. Шип представлял собой пластмассовый корпус без дна, а внутри ходил стальной стержень, выталкивающийся силой резины из этого пластмассового корпуса, т.е. при жестком покрытии утапливался через пластмассу в шину, при мягком - выталкивался обратно и работал. Но песок и каменная крошка попадая между стальным стержнем и гнездом установки способствовала заклиниванию шипа и шина на льду переставала работать. На этом производство шипов остановилось, а понятие осталось. После этого начали производить шип в пластиковом корпусе устойчивом к коррозии, и по наследству его стали называть "плавающим". На самом деле шипов которые на твердом асфальте утапливаются в шину, а на снегу и льду высовываются из нее больше нет.
На скользких зимних дорогах шипованные шины сокращают тормозной путь, повышают курсовую устойчивость, улучшают управляемость и динамические качества и почти исключают пробуксовку колес. Преимущества ошипованной резины особенно ярко проявляются в двух случаях. Во-первых, на мокром льду при температуре близкой к нулю. Во-вторых - на заснеженных участках с интенсивным движением. В этом случае укатанный снег подтаивает от множества колес и превращается в ледяной каток.
Однако в тех условиях, когда дорожные службы работают регулярно – убирая снег и обрабатывая дорожное полотно антиледовыми реагентами, по мнению некоторых специалистов, эксплуатация шипованных шин практически лишена смысла:
Эффективность шипованных покрышек на сухом асфальтовом покрытии (асфальте без ледяной корки и снежного покрытия), которое вполне может встретиться в средней полосе России даже в январе, по сравнению с аналогичными нешипованными шинами снижается на 5-10%. Связано это с тем, что за счет применения шипов площадь контакта протектора с асфальтом снижается, и машина волей-неволей увеличивает свой тормозной путь. Тем, кто беспокоится о своем "кармане", не стоит также забывать, что применение шипов увеличивает массу колес. И хотя ненамного (обычно в современную шину устанавливается от 80 до 150 шипов весом 1 грамм каждый), однако это все же сказывается на расходе топлива. Шипованная резина также требует более частой балансировки, чем нешипованная, т.к. часть шипов в процессе эксплуатации вылетает. Специалисты рекомендуют владельцам "шипов" заезжать на балансировку раз в полтора-два месяца. Обычно ошипованного колеса хватает минимум на два сезона, но зачастую не более четырех. Последующая шиповка вряд ли принесет вам большой уверенности на дороге: шины стареют.
Нетерпеливым людям тоже не рекомендуется покупать «шипы» - срок жизни шипованных шин напрямую зависит от правильной обкатки, поэтому специалисты рекомендуют после установки шипованных шин обкатку до 300-500 км в спокойном режиме на скорости не более 60-70 км в час.
Владелец «шиповки» также должен помнить, что у шипованной шины нельзя менять направление вращения, поэтому при снятии шин с автомобиля на летнее хранение направление вращения надо пометить на колесе, это позволит правильно "обуться" в новый зимний сезон. И ещё совет - почаще меняйте ведущие колеса с ведомыми, в этом случае шипованные колеса будут равномернее изнашиваться.

Что в итоге? В большинстве реальных дорожных (и бездорожных) ситуаций современные нешипованные шины практически не уступают шипованным. Более того, последние порой провоцируют излишнюю самоуверенность, держа «до последнего» однако переход от качения к скольжению может быть более резким. Доводилось слышать, что АБС и шипы несовместимы. Дело в том, что на сухой дороге, у машин с АБС, едущих на шипах, резко увеличивается тормозной путь. Человек тормозит, асфальт сухой, на нем водитель привык останавливаться быстро, а машина едет! АБС его не уменьшает, а увеличивает! Потому что коэффициент сцепления с дорогой у шипованного колеса меньше! Поэтому, поставив резину с шипами, владельцам машин с АБС надо привыкать к другим тормозным путям, на сухом асфальте они длиннее, иначе – аварии. Отметим лучшие тормоза «шипов», но не забудем, что главный залог безопасной езды – в голове. Выбрав ту или иную резину необходимо подкоректировать свой стиль вождения на основе особенностей поведения выбранного типа. Надеемся наша статья поможет Вам в этом... Не нужно забывать также, что кроме зимы и лета есть еще и весна и осень. На этот период рекомендуется всесезонная резина, которая неплохо показывает себя и по небольшому снегу и при плюсовых температурах асфальта. Выбор резины нельзя привязывать ни к сезону, ни к региону. Резину нужно выбирать исходя из конкретного состояния дорожного полотна в месте использования резины, от характеристик автомобиля и стиля вождения. Универсальной резины не бывает! Нешипованная зимняя резина от всесезонки отличается как протектором так и составом самой резины. Химический состав резины подбирается под определенные условия эксплуатации. Известно что на морозе резина "дубеет". Поэтому летняя резина зимой как "пластмасовая" и не может цепляться за асфальт. На жаре резина наоборот "расплывается", поэтому зимняя летом очень сильно изнашиваеться. Всесезонка это компромис. Между сильным износом летом и недубением зимой. Поэтому всесезонка плохо ведет себя при критических температурах. Также резина отличается рисунком протектора. Рисунок протектора опять же компромис. выводить из под колеса воду или снег/песок/грязь не одно и тоже. летняя резина как правило имеет меньшую глубину протектора что бы лучше держать на большей скорости, с которой зимой вряд ли кто поедет.

Статья подготовлена с использованием материала сайтов: www.autonews.ru, www.zr.ru, auto.utro.ru, [url=http://www.avtolikbez.ru ]www.avtolikbez.ru [/url]. А также на основании коментариев специалистов Шиномонтаж на западной.
При использовании материала статьи частично или полностью ссылка на сайт www.auto62rus.ru ОБЯЗАТЕЛЬНА!

[hr]
Статьи по теме:
Как спастись от льда и радужных разводов на стекле...(И другие полезные советы водителям по эксплуатации автомобилязимой.)
Как хранить шины.(Куда девать зимние шины летом? а летние зимой? Стья о том, как правильно хранить шины (покрышки) в отдельности от диска и с диском.)
Маркировка шин
Комментарии: (0) Рейтинги:  
0
Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Кликните для обновления

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Top