Балансировка колес. Все о балансировке.

Балансировка колес является неотъемлемой частью обслуживания автомобилей. Особенно, что за последние годы в России значительно прибавилось комфортабельных, скоростных, импортных автомобилей.

 


Для более детального понимания процесса балансировки рекомендуем ознакомиться после прочтения с комментариями пользователя Миша.

Зачем нужна балансировка?
Балансировка, как ничто другое, дает именно комфорт передвижения.
Но главное даже не достигаемый комфорт – биение колеса это ударная нагрузка на ступицу и подшипники, на все трущиеся, катящиеся детали. Причем нагрузка не маленькая – дисбаланс всего в 20 граммов на 14 дюймовом колесе при скорости движения автомобиля 100 км/ч, по нагрузкам эквивалентен ударам кувалды весом 3кг, ударяющей по колесу с частотой 800 раз в минуту!

Как часто нужно производить балансировку?
Балансировку нужно выполнять регулярно. Нарушение баланса колеса происходит вследствие износа резины, деформации диска (при попадании в яму) и при принятии формы.
Соответственно балансировку нужно выполнять при сборке колеса на резину, спустя 500 км после установки новой резины на диск, после попадания в яму с "пробоем" подвески. И не реже 1 раза в год, если Вы ездите на всесезонной резине.

Нужно ли балансировать задние колеса?
Да, нужно. В отличии от дисбаланса на передних колесах, дисбаланс задних менее заметен. Но он есть. Неправильный баланс приводит, помимо вышеозначенных проблем, также к неравномерному износу самой резины. Если Вы на колесе увидели не равномерный износ, а только в какой-то определенной области, то вероятней всего, это из-за несовпадения центра массы колеса с его центром вращения.

Как происходит балансировка?
Чистое собранное колесо устанавливают на балансировочный станок и центруют с помощью конуса. На стенде задаются параметры колеса, после чего компьютер выдает мастеру где и какой массы груза нужно довесить.
В зависимости от типа диска используют различные типы грузов. Различают набивные груза для штампованных и литых (кованных) дисков. А также клеящиеся универсальные груза. Их используют с целью сохранения "красоты" диска и как правило клеят с внутренней стороны диска.

Что лучше, набивной или клеящийся груз?
В большинстве случаев предпочтительней набивной груз. Особенно на зиму. Перепады температур приводят к ослаблению удерживающих свойств липкой ленты, и груз отваливается при мойке колес под давлением. Однако существуют диски, на которых невозможно установить набивной груз и на них приходится устанавливать "липучку".

Как распознать хорошую балансировку?
На колесе должны быть груза с внутренней и внешней стороны (в случае невозможности/нежелания устанавливать груз непосредственно на фасаде диска груз устанавливается с внутренней стороны как можно ближе к внешней стороне, обычно около спиц). Возможна балансировка и одним грузом, но она сложна и редко используется. Грузики, из которых состоит навешиваемая масса, должны располагаться рядом и не превышать 60 грамм на новом колесе с новым диском. Если масса навешиваемого груза больше, то нужно убедиться в правильной сборке колеса (желтая метка на покрышке должна совпадать с вентилем) или найти причину невозможности выполнения правильной балансировки (слежавшаяся покрышка, погнутый диск). Если колесо отбалансировано и снято со стенда, попросите, ради интереса, его опять там закрепить и проверить дисбаланс. Возможный разброс показаний при переустановке колес со стальными дисками по системе «Хавека» плюс-минус 5 граммов на обе стороны. С легкосплавными дисками – 3 грамма на обе стороны. Чем больше и тяжелее колеса, тем ощутимей влияние погрешностей закрепления колес на станке на качество балансировки.

Что такое балансировка по системе «Хавека»?
Не смотря на то, что в большинстве своем балансировка производится по центральному отверстию, которое не изнашивается в процессе эксплуатации и оставляется на диске специально для балансировки, в редких случаях, балансировка по нему не является предпочтительной. Фирма «Хавек» изобрела метод балансировки колес по отверстиям через которые колесо крепится к ступице. Споры о преимуществах данного метода среди шиномонтажников не утихают. Что лучше балансировать по не изнашиваемому центральному отверстию или по изнашиваемым, но по которым колесо крепится к ступице?! Тут каждый клиент сам выбирает рублем. Либо полагается на точность изготовления производителя дисков, либо новым прогрессивным методам.
Суть метода:
По системе «Хавека» происходит двойная центровка колеса, будь его диск стальной, литой или кованый: предварительная центровка конусом по центральному отверстию диска и окончательная – диск крепится к балансировочному стенду фланцевым адаптером, имитирующим шпильки ступицы вашего автомобиля.
Разница только в том, что предварительная центровка легкосплавных дисков производится не конусом, а цанговым адаптером.

Как еще можно повысить качество балансировки?
В некоторых шинных центрах применяют, так называемую, «финишную» балансировку. Причем рассматривают ее как альтернативу балансировке колес на обычных балансировочных стендах. Этого нельзя делать. Аппарат «финишной» балансировки предназначен для статической балансировки всего узла, т.е. ступицы вместе с колесом и тормозным диском. Причем, ДОПУСТИМЫЙ вес грузика, которым корректируется дисбаланс узла, максимум 15 граммов. Следует заметить, что при этом колесо должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО отбалансировано. Причем, если при балансировке колеса использовались адаптеры Haweka, необходимость проведения «финишной» балансировки отпадает.


Вот собственно и все, что нужно знать потребителю шиномонтажных услуг о балансировке. 

 

Комментарии: (22) Рейтинги:  
0

Комментарии

21.03.2011 19:34
Аватар 1. Лина пишет:
В тексте много грамматических ошибок.
ответить
04.04.2011 13:49
Аватар 2. ыф пишет:
Фик с ними с ошибками!У нас в городе нет ни одного нормального шиномонтажа,все по принципу-а ладно и так сойдет.Биение на руле как было так и есть,при фразе станка колесо отбалансировано прошу крутануть еще раз,опять разброс 5-15 грамм((
Капец((
Прошел год и мне повезло,нашел ребят которые делают балансировку по болтам а не по центральному отверстию!Слава Богу все прошло как страшный сон...
ответить
04.04.2011 16:14
Clever 3. Clever пишет:
ошибки исправили
ответить
17.01.2012 08:34
Аватар 4. Валерчик пишет:
Куда смотрЮт рИдактАры? Исправляйте грамматические ошибки!
ответить
14.09.2012 09:56
Аватар 5. человек пишет:
Да не рИдактАры должны это делать...
Одни бабки в глазах.
Кончился Великий и Могучий.
Светлая Ему память.
Это - катастрофа, равной которой у нас еще не было.
Редакторы тут уже не при чем.
ответить
04.02.2013 19:33
Аватар 6. Миша пишет:
Забавно Вы всё так описали, особенно что касается как Вы выразились "жёлтоя точка", на грамотном языке - точка L, а так же максимально допустимого веса для собранного колеса. Я сам мастер шиномонтажной мастерской и из личного многолетнего опыта скажу вам следующее. Начитавшись подобных трудов, клиенты, которые очень далеки вообще от всего что связанно с устройством автомобиля, потом стоят за спиной, включают спецов, аж из кожи лезут. Многие производители шин отмечают точку L в хаотичном порядке, примерно 70% от всех покрышек, ну а что же Вы скажете по поводу направленной резины, когда точка L ставится исключительно на одной стороне шины? Не сталкивались с таким? Когда, например, умному клиенту объясняешь что колёса собраны по направлению, а он в ответку реплику о "жёлтой точке". Теперь о максимальной допустимой массе грузов. Этой величины и вовсе нету. Как может быть одинаковая величина для колёс разной массы, разного расположения грузов, разным расположением от центра и особенно ремонтных колёс, где как правило груз является противовесом пластырю. Как Вы считаете, заводская сборка может являться эталоном качества работы? Я сам лично "переобувал" BMW на зиму, колёса с заводскими грузами, массой в 140гр. на внутренней стороне, такое в порядке вещей для массивных покрышек RunFlat. Ну а человеку, который сомневается в качестве предоставленных ему услуг я советую в первую очередь обращать внимание на оборудование, на котором работают мастера. Мы работаем исключительно на оборудовании Beissbarth, чистота станков и помещения напрямую говорят об аккуратности специалистов, если же Вы желаете максимально корректно собрать колесо, не стоит зацикливаться на "жёлтых точках" просто попросите мастера выполнить оптимизацию дисбаланса, в любом современном стенде есть такая функция и нормальный мастер знает что это и умеет её использовать. Спасибо за внимание.
ответить
05.02.2013 07:20
Clever 7. Clever пишет:
Миша, а мы собирали кованные диски + резина Yokohama обходясь 10 граммами на колесо R17. То, что Вы написали не противоречит тому, что изложено в статье, а дополняет. Да, действительно на колесах БМВ встречаются описаные 140 грамм. Это обусловлено не только резиной, но и конструкцией диска, когда из-за эстетических соображений (вызванных особенностью дизайна и конструкции) груз приходится отдалять от края обода и балансировать, по сути, по центру.
Спасибо за Ваше мнение.
ответить
05.02.2013 14:38
Аватар 8. Миша пишет:
Ну тогда для чего в подобных статьях писать о конкретном максимально допустимом весе??? Если для каждого колеса это индивидуальная величина. По поводу "а мы собирали" это что, показатель по Вашему? У нас поток обслуживаемого транспорта измеряется трёхзначным числом в сутки, "обходясь 10 граммами" это дело случая, причём далеко не редкого. Как я упоминал выше, в нормальном балансировочном стенде есть такая функция, как оптимизация дисбаланса, это когда стенд указывает самое оптимальное положение покрышки относительно диска. Хотел ещё добавить для людей, которые пытаются познать с помощью интернета, насколько качественно подходят мастера к колёсам их автомобилей. Буквально сегодня клиент, начитавшись интернета, выразил недовольство по поводу того, что на колесе стенд указал 40 грамм дисбаланса на внешней стороне (набивной груз, стальной диск 15 дюймов), со словами: "Как это так? На старой резине было 15 на 20, а теперь 40!!??? У меня с диском что-то не то, а вы его на установку отдали!!!!!" Поясняю, разница масс в 40, 50, да пусть и в 100гр. для колеса массой 15-18кг, это мизер, и грамотный мастер выполнит отлично свою работу без Вашего вмешательства, а в случае возникновения каких-либо проблем, оповестит Вас и предложит варрианты решения. Автору же я рекомендую публиковать подобные статьи опираясь исключительно на опыт работы, как с колёсами, так и с людьми. Вы указали что то, что я написал, не противоречит Вашей статье, да как же так?? Ваша статья сама себе противоречит, вот вчитайтесь внимательно:
"Грузики, из которых состоит навешиваемая масса, должны располагаться рядом и не превышать 60 грамм на новом колесе с новым диском. Если масса навешиваемого груза больше, то нужно убедиться в правильной сборке колеса (желтая метка на покрышке должна совпадать с вентилем) или найти причину невозможности выполнения правильной балансировки (изношенная покрышка, погнутый диск)."
ответить
05.02.2013 15:18
Clever 9. Clever пишет:
У автора есть более чем двухлетний опыт работы в шиномонтаже. И с разными людьми и с разными колесами... Мы прекрасно понимаем Ваше недовольство "начитанными" клиентами. Именно поэтому и написан этот материал, что бы не было у клиентов лишних вопрос (а некоторые мастера могли объяснить, что да как). Про изношенную покрышку, согласны, выразились не так. Заменили на "слежавшаяся". Погнутый новый диск оставили. Диски Scada и некоторые "китайцы" не редко мятые встречаются.
Граммотный мастер, конечно же, выполнит качественно свою работу. А как определить граммотный мастер или нет?! Только оценив его работу. Если клиенту один раз объяснить, то в следующий раз он приедет, вручит ключи от авто и вернется только когда позавут.
ответить
05.02.2013 16:33
Аватар 10. Миша пишет:
Мой опыт работы в данной сфере немного больше, 11 год пошёл, дважды в Германии бывал на Tip-Top. Будте добры тогда исправить и второй пункт: Как часто нужно производить балансировку?
При установке новой шины, колесо повторно балансируется в интервале 1000-1500км пробега, вследствии того, что во время эксплуатации растягивается нейлоновый корд и текстильные слоя покрышки, каждая последующая балансировка производится в интервале 7000-8000км пробега, т.к. в следствии износа шина теряет массу. При попадании в яму, или же после каких-либо ремонтных работ, связанных с демонтажем шины с диска, балансировка делается обязательно.
По поводу какой груз лучше, набивной, либо адгезивный (как Вы его прозвали "липучка"). Всё то, что Вы указали, верно, но стоит не забывать о том, что между сплавом диска и стальной скобой набивного груза, происходит электро-химическая реакция, продукты которой - оксиды металов, как следствие отслоение краски на закраине диска и дальнейшая разгерметизация. Следует обращать внимание на то, чтоб в зимний период перед балансировкой адгезивным грузом (липучкой) колесо вымылись в мойке ОБЯЗАТЕЛЬНО горячей водой, так как если диск холодный, то на подготовленное место под груз, моментально конденсируется влага с воздуха и груз не будет держаться так как должен.
По поводу крепления колеса на стенд флянцевым адаптером, очень спорный вопрос, а разность в показаниях при снятии и установке колеса на стенд не что иное, как износ центрирующих конусов, как я писал выше, обращайте внимание на оборудование.
Новый гнутый диск видал, но это большая редкость. В основном проблему геометрии колеса задают допуски на радиальное биение дисков, для некоторых китайских производителей эта величина достигает 2,4мм!!!!! Поэтому следует помнить о том, что от диска с подобным биением в комплексе с дешевой покрышкой не стоит с уверенностью ожидать адекватного дисбаланса.
Благодарю за внимание.
ответить
05.02.2013 20:12
Clever 11. Clever пишет:
Михаил, на счет интервалов мы с Вами немного не согласимся. 1000 км это крайне много... а если говорить о Hakkapeliitta, то вообще вечность (резина склонна к деформации при хранении и ее без прокатки на авто правильно отбалансировать практически невозможно, даже если она не новая). Если поделитесь опытом, как с подобной проблемой справляетесь, то буду благодарен. С остальным согласимся. Но опять же отметим, что для многих шиномонтажей мойка это роскошь. Чаще грязь удаляется механически. Тут надо обращать внимание какой щеткой чистят. Использование металлической недопустимо. Только нейлон. Мойку не используют из-за отсутствия канализации и необходимости последующей сушки (а это время). Температуру, что бы груз держался, доводят промышленным феном, предварительно обезжиривая и очищая от пыли.
Материал старались изложить максимально просто. Не считаем, что нужно его утяжелять спец терминами (трудно будет читать).
Михаил, будем крайне признательны, если оцените другие материалы нашего ресурса (http://auto62rus.ru/list.php?c=Koleso). Вы - специалист. Нам и нашим читателям будут крайне полезны Ваши комментарии.
ответить
08.02.2013 01:30
Аватар 12. Миша пишет:
Буду презнателен поделиться опытом. Вы конкретней опишите, в чём Вы увидели проблему. Если о Hakkapeliitta, то тут всё просто, такая резина, как Nokian(Россия), Amtel, украинская росава, белшина и многие другие производители стран СНГ отличается низким качеством слоя со стальным брекетом, который деформируется с первых километров эксплуатации, что приводит покрышку в негодность даже на 50% её ресурса, так же большое количество брака на рынке шин. С особым опасением нужно относиться к шинам с маркировкой made in EU, это так называемая "восстановленная" шина, в народе называют "наварная". Здесь я рекомендую читателю просмотреть разделы "Как выбрать качественную резину" или что-то в этом роде, потому что нашему славянскому народу всё больше и больше свойственно желание "впарить". Забракованную покрышку можно распознать по следам краски, которая наносится на "борт", точно не вспомню, но там что-то в зависимости от цвета сложность забраковки. Восстановленную шину можно распознать по маркировке, как я указал выше, так же по внутреннему слою "инерлайнеру", рисунок на котором будет разный на вродебы как одинаковых шинах, так-же шины различаются по жёсткости и массе, что в дальнейшем пагубно сказывается на ходовой. По поводу слежавшихся покрышек, если не забуду, завтра сделаю фото, выложу как правильно хранить шины. Если же Вы интересуетесь как отбалансировать слежанную шину, то используйте оптимизацию дисбаланса, если таковой нет, то можно выполнить следующую процедуру: неадекватная геометрия и дисбаланс, отмечаете шину по вентилю, проворачиваете покрышку на 120 градусов относительно диска, не вышло, ещё раз на 120, если нет, то выбирается наихудшее положение и относительно его проворачивается на 180 градусов, это и будет идеальное положение для обкатки.
Ну а что касается интервалов, то здесь можно поспорить. 500 км не достаточно таким шинам как Marangoni, Gislaved, General, Continental, многих других, дисбаланс практически не меняется до 1000. Ещё такой аргумент, что допустим, в первую неделю зимнего сезона Ваша мастерская обслужила 1000 автомобилей, половина из которых уехала на новой резине и много кто преодалеет эти 500 км в промежутке 10-15 дней, а кто и раньше, как раз в самый разгар сезона, как результат ожидание бесконечной очереди, недовольство, сами знаете как ежеминутная спешка выбивает из колеи, а процесс то этот по наростающей движет, вот тут уж сами судите.
ответить
08.02.2013 09:21
Clever 13. Clever пишет:
Михаил, у меня лично Hakkapeliitta 5. Написано, что финская. Однако слеживается, зараза. Храню, как большинство, в гараже на боку стопкой. Раз в месяц переворачиваю и перекладываю, что бы одна не лежала все время под грузом. Что бы снизить влияние от слеживания даю ей после сборки некоторое время отлежаться. Балансирую, ставлю на авто. Два три дня покатаюсь и если есть возможность снова балансирую.
Был удивлен, что эффект слеживания присуствует и в 7й. Отечественная резина это действительно не айс, даже если по лицензии. Шипы теряет чаще, изнашивается быстрее. Экономия не оправдывается.
ответить
08.02.2013 12:46
Аватар 14. Миша пишет:
У меня летняя Контик, Continental ContiPremiumContact2, отьездил 2 сезона, храню лёжа, одна на одной в тёплом сухом помещении, но в каждую покрышку вставлена и накачана обычная камера, стараюсь переворачивать стопку раз в месяц, или больше. И резина отлично сохраняет свою геометрию. Проблем с балансировкой не возникает. Этой зимой поставил Юку, Yokohama AVS Winter V901, резиной доволен, перебалансировал после 1000 км, геометрия в отличном состоянии, дисбаланс не превышал 15гр. с грузами от первоначальной балансировки.
Если написано что финская, значит финская должна быть. Если у Вас возникла проблема, что после 2-3 дней эксплуатации колесо по разному ведёт себя при установке на стенд, проверте плоскость диска, прилегающую к ступице, зачастую там скапливаются слои спресованных окисей и диск не равномерно обжимается. многие не предают значение такой мелочи, а зря. Если же у Вас указывает различный дисбаланс, следует проверить корректность калибровки балансировочного стенда. Это можно зделать самостоятельно, отбалансировав максимально ровное колесо, затем не снимая со стенда набить грузик 15гр. в любое место и запустить. Стенд должен указать 15гр в противовес набитому нами. Если всё в порядке, устанавливаем 20, затем 25, 30 и 35, стенд распознал все груза, значит всё в порядке.
ответить
08.02.2013 13:10
Clever 15. Clever пишет:
Про хитрость с надутой камерой не знал. Действительно, хороший способ хранения! Более к комментарию не убавить не прибавить. Все верно. Так и делаем.
Еще читателям в помощь. На балансировочном станке можно также оценить качество самого диска. Никто не запрещает поставить диск без покрышки на станок и посмотреть его чистый дисбаланс, а заодно визуально оценить геометрию. Но приставать с этим в "сезон" к шиномонтажникам не стоит. Съем/установка и настройка станка порой длится дольше, чем процесс балансировки.
ответить

Новый комментарий

Имя:

Кликните для обновления

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Top