Балансировка колес. Все о балансировке.
Для более детального понимания процесса балансировки рекомендуем ознакомиться после прочтения с комментариями пользователя Миша.
Зачем нужна балансировка?
Балансировка, как ничто другое, дает именно комфорт передвижения.
Но главное даже не достигаемый комфорт – биение колеса это ударная нагрузка на ступицу и подшипники, на все трущиеся, катящиеся детали. Причем нагрузка не маленькая – дисбаланс всего в 20 граммов на 14 дюймовом колесе при скорости движения автомобиля 100 км/ч, по нагрузкам эквивалентен ударам кувалды весом 3кг, ударяющей по колесу с частотой 800 раз в минуту!
Как часто нужно производить балансировку?
Балансировку нужно выполнять регулярно. Нарушение баланса колеса происходит вследствие износа резины, деформации диска (при попадании в яму) и при принятии формы.
Соответственно балансировку нужно выполнять при сборке колеса на резину, спустя 500 км после установки новой резины на диск, после попадания в яму с "пробоем" подвески. И не реже 1 раза в год, если Вы ездите на всесезонной резине.
Нужно ли балансировать задние колеса?
Да, нужно. В отличии от дисбаланса на передних колесах, дисбаланс задних менее заметен. Но он есть. Неправильный баланс приводит, помимо вышеозначенных проблем, также к неравномерному износу самой резины. Если Вы на колесе увидели не равномерный износ, а только в какой-то определенной области, то вероятней всего, это из-за несовпадения центра массы колеса с его центром вращения.
Как происходит балансировка?
Чистое собранное колесо устанавливают на балансировочный станок и центруют с помощью конуса. На стенде задаются параметры колеса, после чего компьютер выдает мастеру где и какой массы груза нужно довесить.
В зависимости от типа диска используют различные типы грузов. Различают набивные груза для штампованных и литых (кованных) дисков. А также клеящиеся универсальные груза. Их используют с целью сохранения "красоты" диска и как правило клеят с внутренней стороны диска.
Что лучше, набивной или клеящийся груз?
В большинстве случаев предпочтительней набивной груз. Особенно на зиму. Перепады температур приводят к ослаблению удерживающих свойств липкой ленты, и груз отваливается при мойке колес под давлением. Однако существуют диски, на которых невозможно установить набивной груз и на них приходится устанавливать "липучку".
Как распознать хорошую балансировку?
На колесе должны быть груза с внутренней и внешней стороны (в случае невозможности/нежелания устанавливать груз непосредственно на фасаде диска груз устанавливается с внутренней стороны как можно ближе к внешней стороне, обычно около спиц). Возможна балансировка и одним грузом, но она сложна и редко используется. Грузики, из которых состоит навешиваемая масса, должны располагаться рядом и не превышать 60 грамм на новом колесе с новым диском. Если масса навешиваемого груза больше, то нужно убедиться в правильной сборке колеса (желтая метка на покрышке должна совпадать с вентилем) или найти причину невозможности выполнения правильной балансировки (слежавшаяся покрышка, погнутый диск). Если колесо отбалансировано и снято со стенда, попросите, ради интереса, его опять там закрепить и проверить дисбаланс. Возможный разброс показаний при переустановке колес со стальными дисками по системе «Хавека» плюс-минус 5 граммов на обе стороны. С легкосплавными дисками – 3 грамма на обе стороны. Чем больше и тяжелее колеса, тем ощутимей влияние погрешностей закрепления колес на станке на качество балансировки.
Что такое балансировка по системе «Хавека»?
Не смотря на то, что в большинстве своем балансировка производится по центральному отверстию, которое не изнашивается в процессе эксплуатации и оставляется на диске специально для балансировки, в редких случаях, балансировка по нему не является предпочтительной. Фирма «Хавек» изобрела метод балансировки колес по отверстиям через которые колесо крепится к ступице. Споры о преимуществах данного метода среди шиномонтажников не утихают. Что лучше балансировать по не изнашиваемому центральному отверстию или по изнашиваемым, но по которым колесо крепится к ступице?! Тут каждый клиент сам выбирает рублем. Либо полагается на точность изготовления производителя дисков, либо новым прогрессивным методам.
Суть метода:
По системе «Хавека» происходит двойная центровка колеса, будь его диск стальной, литой или кованый: предварительная центровка конусом по центральному отверстию диска и окончательная – диск крепится к балансировочному стенду фланцевым адаптером, имитирующим шпильки ступицы вашего автомобиля.
Разница только в том, что предварительная центровка легкосплавных дисков производится не конусом, а цанговым адаптером.
Как еще можно повысить качество балансировки?
В некоторых шинных центрах применяют, так называемую, «финишную» балансировку. Причем рассматривают ее как альтернативу балансировке колес на обычных балансировочных стендах. Этого нельзя делать. Аппарат «финишной» балансировки предназначен для статической балансировки всего узла, т.е. ступицы вместе с колесом и тормозным диском. Причем, ДОПУСТИМЫЙ вес грузика, которым корректируется дисбаланс узла, максимум 15 граммов. Следует заметить, что при этом колесо должно быть ОБЯЗАТЕЛЬНО отбалансировано. Причем, если при балансировке колеса использовались адаптеры Haweka, необходимость проведения «финишной» балансировки отпадает.
Вот собственно и все, что нужно знать потребителю шиномонтажных услуг о балансировке.
Капец((
Прошел год и мне повезло,нашел ребят которые делают балансировку по болтам а не по центральному отверстию!Слава Богу все прошло как страшный сон...
Одни бабки в глазах.
Кончился Великий и Могучий.
Светлая Ему память.
Это - катастрофа, равной которой у нас еще не было.
Редакторы тут уже не при чем.
Спасибо за Ваше мнение.
"Грузики, из которых состоит навешиваемая масса, должны располагаться рядом и не превышать 60 грамм на новом колесе с новым диском. Если масса навешиваемого груза больше, то нужно убедиться в правильной сборке колеса (желтая метка на покрышке должна совпадать с вентилем) или найти причину невозможности выполнения правильной балансировки (изношенная покрышка, погнутый диск)."
Граммотный мастер, конечно же, выполнит качественно свою работу. А как определить граммотный мастер или нет?! Только оценив его работу. Если клиенту один раз объяснить, то в следующий раз он приедет, вручит ключи от авто и вернется только когда позавут.
При установке новой шины, колесо повторно балансируется в интервале 1000-1500км пробега, вследствии того, что во время эксплуатации растягивается нейлоновый корд и текстильные слоя покрышки, каждая последующая балансировка производится в интервале 7000-8000км пробега, т.к. в следствии износа шина теряет массу. При попадании в яму, или же после каких-либо ремонтных работ, связанных с демонтажем шины с диска, балансировка делается обязательно.
По поводу какой груз лучше, набивной, либо адгезивный (как Вы его прозвали "липучка"). Всё то, что Вы указали, верно, но стоит не забывать о том, что между сплавом диска и стальной скобой набивного груза, происходит электро-химическая реакция, продукты которой - оксиды металов, как следствие отслоение краски на закраине диска и дальнейшая разгерметизация. Следует обращать внимание на то, чтоб в зимний период перед балансировкой адгезивным грузом (липучкой) колесо вымылись в мойке ОБЯЗАТЕЛЬНО горячей водой, так как если диск холодный, то на подготовленное место под груз, моментально конденсируется влага с воздуха и груз не будет держаться так как должен.
По поводу крепления колеса на стенд флянцевым адаптером, очень спорный вопрос, а разность в показаниях при снятии и установке колеса на стенд не что иное, как износ центрирующих конусов, как я писал выше, обращайте внимание на оборудование.
Новый гнутый диск видал, но это большая редкость. В основном проблему геометрии колеса задают допуски на радиальное биение дисков, для некоторых китайских производителей эта величина достигает 2,4мм!!!!! Поэтому следует помнить о том, что от диска с подобным биением в комплексе с дешевой покрышкой не стоит с уверенностью ожидать адекватного дисбаланса.
Благодарю за внимание.
Материал старались изложить максимально просто. Не считаем, что нужно его утяжелять спец терминами (трудно будет читать).
Михаил, будем крайне признательны, если оцените другие материалы нашего ресурса (http://auto62rus.ru/list.php?c=Koleso). Вы - специалист. Нам и нашим читателям будут крайне полезны Ваши комментарии.
Ну а что касается интервалов, то здесь можно поспорить. 500 км не достаточно таким шинам как Marangoni, Gislaved, General, Continental, многих других, дисбаланс практически не меняется до 1000. Ещё такой аргумент, что допустим, в первую неделю зимнего сезона Ваша мастерская обслужила 1000 автомобилей, половина из которых уехала на новой резине и много кто преодалеет эти 500 км в промежутке 10-15 дней, а кто и раньше, как раз в самый разгар сезона, как результат ожидание бесконечной очереди, недовольство, сами знаете как ежеминутная спешка выбивает из колеи, а процесс то этот по наростающей движет, вот тут уж сами судите.
Был удивлен, что эффект слеживания присуствует и в 7й. Отечественная резина это действительно не айс, даже если по лицензии. Шипы теряет чаще, изнашивается быстрее. Экономия не оправдывается.
Если написано что финская, значит финская должна быть. Если у Вас возникла проблема, что после 2-3 дней эксплуатации колесо по разному ведёт себя при установке на стенд, проверте плоскость диска, прилегающую к ступице, зачастую там скапливаются слои спресованных окисей и диск не равномерно обжимается. многие не предают значение такой мелочи, а зря. Если же у Вас указывает различный дисбаланс, следует проверить корректность калибровки балансировочного стенда. Это можно зделать самостоятельно, отбалансировав максимально ровное колесо, затем не снимая со стенда набить грузик 15гр. в любое место и запустить. Стенд должен указать 15гр в противовес набитому нами. Если всё в порядке, устанавливаем 20, затем 25, 30 и 35, стенд распознал все груза, значит всё в порядке.
Еще читателям в помощь. На балансировочном станке можно также оценить качество самого диска. Никто не запрещает поставить диск без покрышки на станок и посмотреть его чистый дисбаланс, а заодно визуально оценить геометрию. Но приставать с этим в "сезон" к шиномонтажникам не стоит. Съем/установка и настройка станка порой длится дольше, чем процесс балансировки.
Новый комментарий