Рязанский областной драматический театр

Русский театр, один из старейших в России. Основан при содействии Г.Р.Державина в 1787 под названием «Оперный дом». Впервые упоминается в донесении сенаторов графа А.Воронцова и А.Нарышкина об осмотре Рязанской губернии от 5 марта 1787 и подтверждается документами Рязанской казенной палаты. До середины 19 в. Рязанский театр был одним из немногих стационарных театров российской провинции.
Среди показательных постановок того времени – «Отелло» У. Шекспира (1821), «Волшебный стрелок» Г. Вебера (1829), «Ревизор» Н.В. Гоголя (1836), «Керим Гирей – крымский хан», инсценировка А. Шаховского поэмы А.С. Пушкина «Бахчисарайский фонтан» (1837), «Гамлет» У. Шекспира (1840), поставленный впервые на провинциальной русской сцене.
С открытием «Оперного дома» Рязань стала одним из крупных гастрольных центров. На рязанской сцене выступали актеры императорских театров И. Дмитревский, В. Живокини, популярные провинциальные актеры Е.О. Петров, М.Т. Иванов-Козельский.
В 1860 гастролировал знаменитый американский трагик Айра Олдридж. Особенно был богат гастрольными событиями период на рубеже 19–20 вв.
В 1862 «Оперный дом» получает статус городского драматического театра. В репертуаре главное место занимала драматургия А.Н.Островского. В 1880–1890-е годы неоднократно гастролировал Малый театр, корифеи «Дома Островского» М. Щепкин, П.Орленев, М. Тарханов, братья Адельгейм, А. Юдин, М. Еромолова, А. Яблочкина нередко выступали в спектаклях рязанской труппы.
С рязанской провинциальной сценой связана судьба основателя знаменитой династии актеров Малого театра П.М. Садовского. Здесь выступали К.С. Станиславский, Ф. Шаляпин, М. Петипа, писатель В. Гиляровский, оставивший в своих воспоминаниях яркие картины жизни рязанского театра 1870-х годов.
На рубеже 19-20 веков рязанский городской театр становится выразителем новых прогрессивных направлений сценического искусства, осуществляет постановки пьес, проникнутых передовыми идеями своего времени. В 1899 пьеса А.П. Чехова «Чайка» была поставлена на сцене Рязанского городского театра. С большим успехом шли пьесы М. Горького «Дети солнца», «На дне», «Мещане», историческая драма А.К. Толстого «Царь Федор Иоаннович», «Плоды просвещения» Л.Н. Толстого, «Преступление и наказание» по Ф.М. Достоевскому, «Свадьба Кречинского» А.В. Сухово-Кобылина, «Дети Ванюшина» С.Найденова.
В 1910-е годы рязанский театр обратился к современной драматургии. Широко ставились пьесы Л. Андреева, Д. Мережковского, Г. Гауптмана, А. Стриндберга, М. Метерлинка. В творческое развитие театра вносили свою лепту известные антрепренеры М.В.Лентовский, С.В.Василевская, Н.А.Озеров, основавший в Рязани Ибсеновский театр (сезон 1907–1908), который стремился проводить в жизнь принципы Художественного театра.
С середины 1920-х годов на сцену театра приходит лучшее, что было создано советской драматургией. Первым успехом был спектакль «Шторм» по пьесе В. Билль-Белоцерковского (1926). Одним из первых в стране театр поставил «Мандат» Н. Эрдмана, «Авангард» В. Катаева, «Интервенцию» Л. Славина, «Любовь Яровую» К. Тренева, «Разлом» Б.Лавренева.
С образованием Рязанской области в 1937 городской театр был преобразован в областной. Это позволило привлечь значительные творческие силы. Об уровне театра свидетельствовали крупномасштабные постановки конца 1930-х годов: «На дне», «Отелло» и «Гамлет» У. Шекспира, «Мария Стюарт» Фр. Шиллера, «Горе от ума» А.С.Грибоедова, «Оптимистическая» трагедия» Вс. Вишневского.
В канун и в годы Великой Отечественной войны в театре шли «Чапаев» по Д.Фурманову, «Нашествие» Л.Леонова.
Одним из первых в стране рязанский театр поставил пьесы К. Симонова «Парень из нашего города», «Русские люди», «Жди меня». Этапным для театра драмы стал спектакль «Оптимистическая трагедия» Вишневского (1956, реж. В.Токарев). Заметный след в театральной истории Рязани оставил заслуженный деятель искусств РСФСР, главный режиссер театра в 1958–1962 Д.М. Манский. Среди его лучших спектаклей «Власть тьмы» Л. Толстого, «Третья патетическая» Н. Погодина, «Три сестры» А. Чехова, «Лес» Н.Островского.
Новый герой и новая проблематика драматургии 1960-х годов нашла свое выражение на сцене театра в постановках пьес А. Володина, А. Арбузова, А. Штейна, Н.Погодина.
В 1970–1980-е годы, стремясь осмыслить социальный и нравственный опыт поколения, театр обратился к пьесам «Человек со стороны» И. Дворецкого, «Жестокие игры» А. Арбузова, «Гнездо глухаря» В.С. Розова, «Спешите делать добро» М. Рощина. К прозе В. Шукшина, В. Распутина, Ф. Абрамова, А. Приставкина, Ю. Бондарева, Б. Васильева.
С 1970 по 1987 театр возглавлял Н.С.Вознесенский. В ряду лучших спектаклей этого периода «Разные дни войны» по мотивам произведений К. Симонова (1975, медаль А.Д.Попова), «Пелагея и Алька» Ф. Абрамова (1982, Почетный диплом Всероссийского смотра театральных искусств).
В 1988 театр возглавил В.В. Шульман, осуществивший первую в истории советского театра постановку поэтической трагедии Н.С. Гумилева «Отравленная туника».
На рубеже 1980–1990-х годов театр приглашал ряд драматургов в качестве постановщиков их собственных пьес («авторский театр»), успех пришел к спектаклям «Иди ко мне» С. Коковкина, «Бестия» Г. Соловского, «Сотворение» по «Повести об Андрее Рублеве» С. Романовского. Труппами из Болгарии и Германии осуществлены постановки спектаклей «Бабье царство» Ст. Костова (1989, реж. Б.Богданов) и «Коварство и любовь» Ф. Шиллера (1992, реж. Ф.Хельмунд). В 1992 в Мюнстере (Германия) спектакль «Лес» Островского поставил Н.Черкасов.
В 1994 художественным руководителем театра стала заслуженный деятель искусств РФ Ж.В. Виноградова. Главное направление театра традиционно находится в русле психологического реализма. В репертуарной афише появляются спектакли Ж.Виноградовой «Веер леди Уиндермир» О. Уайлда, «Волки и овцы» Н. Островского, «Смерть Иоанна Грозного» А.К. Толстого, «Черная невеста» Ж. Ануйя, «Гибель Европы на Страстной площади» Н. Эрдмана, «Лев зимой» Д.Голдмена, «Вечно живые» В. Розова, «Играющие на закате» (Деревья умирают стоя) А. Касоны.
В конце 1990-х годов театр принимает активное участие в фестивалях и конкурсах. В 2000 по приглашению «Театра Наций» спектакль «Вас вызывает Таймыр» А. Галича был показан в Москве, в 2001 спектаклем «Торосский злодей» А. Несина (реж. Ж.Виноградова) театр принял участие в фестивале «Современная турецкая драматургия на российской сцене». В труппе театра (2001) Б. Аржанов, З. Белова, С. Леонтьев, Г. Авдонина, Л. Митник, М.П. Шумилова и другие.
В настоящее время в театре продолжают показывать спектакли, как прошлых лет, так и премьеры, приезжают с гастролями актеры современности.
Комментарии: (0) Рейтинги:  
0
Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Кликните для обновления

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Top