Перевозка СПГ сухопутным транспортом
Первые автомобильные перевозки сжиженного природного газа начали осуществляться в США еще в середине 60-х годов. В это время, естественно, еще не было создано специальных конструкций автомобильных цистерн, предназначенных для транспортировки подобного груза. Перевозки носили в основном экспериментальный характер и производились в модернизированных емкостях, сооруженных для перевозок жидкого водорода и азота. Ограничен был также круг потребителей сжиженного газа, которые находились в различных концах страны.
Сейчас же потребность перевозок сжиженного газа автотранспортом резко возросла. Такой способ доставки используется как для покрытия пиков неравномерности газопотребления, так и в качестве буферного топлива и сырья в случае временного отключения газопровода.
Один из главных факторов, которые необходимо было разрешить для безопасной транспортировки, — определение оптимальности рабочего давления в цистерне. С учетом накопленного опыта эксплуатации наиболее приемлемым оказалось давление примерно 4,9 кг/см2.
Компания «Вигард», занимающаяся транспортировкой хлора и аммиака по России и Ближнему зарубежью, использует цистерны ППЦ-31 объемом 31,9 м3. Конструкция этой цистерны соответствует всем требованиям ДОПОГ и позволяет осуществлять перевозку при температуре от -40 до +45. В наличии имеется перекачной насос, счетчики, система электронного контроля уровня, запорная и предохранительная арматурой. ППЦ-31 цистерна выполнена из двух калиброванных отсеков и оборудована баками для теплового расширения газа. Обслуживается одним оператором - водителем.
В такой цистерне можно перевозить аммиак, пропан, жидкий хлор (с учетом возможного температурного расширения на 98% от общего объема) и различные смеси.