Инновации в дорожном строительстве: миф или реальность?

Инновации в дорожном строительстве: миф или реальность?

С приходом весны тема плохих дорог становится особенно актуальной. Многочисленные трещины и выбоины на оттаявшем асфальте могут спровоцировать выезд автомобиля на встречную полосу, вызвать поломку автомобиля и даже стать причиной  дорожно-транспортного происшествия. Какие нововведения позволят дорогам не напоминать нам о себе каждую зиму,  и есть ли эффективные технологии, которые позволят в непростое для страны время сэкономить бюджетные деньги? Об этом мы побеседовали с техническим директором направления «Транспортно-дорожное строительство» компании ТехноНИКОЛЬ Владимиром Плишкиным.

- Существует статистика, что наши дороги в пять раз дороже, чем в Китае и в два раза дороже, чем в Европе? При этом их качество продолжает оставаться одной из наших извечных бед. На ваш взгляд, с чем связана такая ситуация?

- На протяжении почти 20 лет наша компания занимается исследованием дорожной инфраструктуры России. Исторически в нашей стране строились автодороги с  асфальтобетонным покрытием, на сегодняшний день на их долю приходится более 98% дорожной сети. В качестве вяжущего в таком типе покрытия применяется нефтяной битум, являющийся продуктом переработки нефти на НПЗ. Несмотря на относительную доступность и хорошие вяжущие качества, битум не обеспечивает долговечность эксплуатации. Дорожное покрытие на БНД (битумы нефтяные дорожные) не выдерживает интенсивность и нагрузки современного движения. К тому же, асфальтобетон на БНД плохо работает при знакопеременных температурах. Это ведет к образованию трещин и выбоин. Дороги требуется ремонтировать ежегодно, а в случае нарушения технологии укладки, их хватает всего на несколько месяцев. В частых ремонтах и заключается одна из причин «дороговизны» наших дорог.

- Наверняка, мы не единственные столкнулись с подобной задачей.  Как удается повышать долговечность асфальтобетонного покрытия в других странах?

- Действительно, в чистом виде битум не отвечает современным мировым стандартам дорожного строительства. Все чаще вместо него в асфальтобетонных смесях применяются композитные полимерно-битумные вяжущие, отличающиеся улучшенными характеристиками.  Асфальтобетон на БНД теряет возможность противостоять нагрузкам при отрицательных температурах, становится хрупким и происходит его разрушение. Это связано с отсутствием у БНД такой важной характеристики как эластичность, возможность восстанавливаться после растяжения. При этом не нужно забывать, что летом дорожное полотно нагревается до + 60°С, БНД в таких условиях также прекращает нормально работать.  Только полимерно-битумное вяжущее, за счет введения полимера типа СБС позволяет решить эти проблемы. Так, если асфальтобетон на БНД становится хрупким при температуре -25°С, большинство полимерно-битумных вяжущих не теряют эластичность при температуре -45°С и ниже. С другой стороны, при +60°С битум размягчается и также теряет свойства, теплостойкость же современных полимерно-битумных вяжущих - не менее +80°С. На сегодняшний день в Европе доля полимерно-битумных вяжущих в дорожном строительстве составляет 20%, на Аляске и в близкой к нам по климату Канаде – 50%. В России доля полимерно-битумных вяжущих пока составляет всего около 2% от объемов дорожных битумов. Однако, следует отметить, что в последнее время спрос на качественные материалы растет. В последние годы очень возросло внимание со стороны государственных органов к качеству дорожно-строительных материалов, применяемым технологиям, оптимизации затрат на строительство и эксплуатацию объектов. Как результат, требования к производителям материалов и выполнению работ стали очень строгими. Это хорошая тенденция.

- Таким образом, для повышения качества асфальтобетона, нам необходимо импортировать полимерно-битумные вяжущие и технологии их изготовления из-за рубежа? Может быть учитывая нынешнюю макроэкономическую ситуацию имеет смысл развивать отечественное производство? Развиваются ли в данном направлении наши отечественные технологии?

- Наша компания производит материалы для дорожного строительства с 1997 года. Мы не только досконально изучили мировой опыт и установили на наших заводах оборудование, произведенное лидерами данного сегмента компаниями Supraton и SIEFER, но и постоянно совершенствуем собственные технологии. Так, Вяжущее полимерно-битумное дорожное покрытие (ВДПБ) ТехноНИКОЛЬ соответствует высоким мировым стандартам качества. Его свойства улучшены путем добавления модифицированного термопластичного синтетического  каучука высокого давления и адгезионных добавок. Согласно заключению  РОСДОРНИИ применение в асфальтобетонной смеси ВДПБ ТехноНИКОЛЬ увеличивает срок службы дорожного покрытия в 2–2,5 раза. На сегодняшний день наша компания является одной из крупнейших по потенциалу производства Полимерно-Битумного вяжущего в России.

- Не секрет, что сегодня подрядные организации предпочитают экономить на качестве, применяя дешевые материалы. На ваш взгляд, что нужно сделать, чтобы высокие технологии массово применялись в строительстве и реконструкции наших дорог?

- Решить проблему качества дорог позволит внедрение практики заключения контрактов жизненного цикла, когда после завершения строительства дороги подрядчик принимает на себя обязательства по ее эксплуатации. В такой ситуации затраты на содержание дороги и поддержание ее в жизнеспособном состоянии выйдут на первый план, и подрядчикам будет не выгодно экономить на качестве материалов. В целом могу сказать, что сегодня есть все предпосылки для развития отечественных инновационных технологий в области дорожного строительства. Очевидно, что решить имеющиеся проблемы, используя устаревшие технологии, невозможно. Государство предъявляет все более серьезные требования к производителям работ. Ведь от качества дорожной сети напрямую зависит экономическое и социальное развитие.

Комментарии: (0) Рейтинги:  
0
Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Кликните для обновления

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Top