Буксировка автомобиля. Правила и рекомендации.

Автомобиль - источник повышенной опасности, даже если он не способен самостоятельно передвигаться. Прежде чем начать свой путь в автосервис, необходимо изучить нормативные документы, регламентирующие буксировку транспорта:

ПДД:Буксировка:
20.1. Буксировка на жесткой или гибкой сцепке должна осуществляться только при наличии водителя за рулем буксируемого транспортного средства, кроме случаев, когда конструкция жесткой сцепки обеспечивает при прямолинейном движении следование буксируемого транспортного средства по траектории буксирующего.
20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки — нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.
20.3. При буксировке на гибкой сцепке должно быть обеспечено расстояние между буксирующим и буксируемым транспортными средствами в пределах 4-6 м, а при буксировке на жесткой сцепке — не более 4 м.
Гибкое связующее звено должно быть обозначено в соответствии с п. 9 Основных положений.
20.4. - Буксировка запрещается:
• транспортных средств, у которых не действует рулевое управление* (допускается буксировка методом частичной погрузки);
• двух и более транспортных средств;
Правила не запрещают буксировку автопоезда, так как он рассматривается как одно транспортное средство.
• транспортных средств с не действующей тормозной системой*, если их фактическая масса более половины фактической массы буксирующего транспортного средства. При меньшей фактической массе буксировка таких транспортных средств допускается только на жесткой сцепке или методом частичной погрузки;
• мотоциклами без бокового прицепа, а также таких мотоциклов;
• в гололедицу на гибкой сцепке.

После ознакомлением с правилами достаем инструкцию по эксплуатации автомобиля из которой можно узнать, что:
• автомобили с автоматической коробкой передач производители разрешают буксировать в исключительных случаях, да и то со скоростью не более 50 км/ч и на дистанцию до 50 км (на большие расстояния машину можно перевозить с частичной погрузкой, вывесив пару ведущих колес)
• Автомобили с полным приводом не рекомендуют транспортировать методом частичной погрузки. И расстояние буксировки полноприводников на гибкой сцепке часто ограничено 10 км, а скорость – 30 км/ч.

Вроде бы с документами все. Далее нужно составить маршрут движения. Хорошо бы не по памяти, а по карте. При планировании маршрута необходимо избегать перекрестков с интенсивным движением (особенно нерегулируемых), резких подъемов и резких спусков, резких поворотов, а также она должна быть с максимально хорошим покрытием - ямы при буксировке противопоказаны. Дорога должна быть хорошо известна обоим водителям.

Подготовка автомобилей. Ведущий автомобиль должен быть исправлен. Особое внимание нужно уделить тормозной системе и рулевому управлению, исправности световой сигнализации. На ведомом, при буксировке на гибкой сцепке, рулевое управление, тормоза и "аварийка". В случае отсутствия на ведомом автомобиле световых приборов на нем, в видном месте, закрепляется знак аварийной остановки. В темное время суток на обоих автомобилях обязана работать световая сигнализация, в частности габаритные огни. В случае отсутствия на ведомом автомобиле лобового стекла рекомендуется водителю использовать мотоциклетный шлем и перчатки. Буксировочный трос должен быть длинной 4-6 метров. Сухой и чистый. Номинальная нагрузка должна на 50% превышать массу буксируемого автомобиля. А на разрыв на все 300%! Хорошо иметь специальный трос, с карабинами с обоих сторон, но чаще в продаже встречаються только с петлями. При возможности лучше использовать круглый трос - у него выше стойкость к перетиранию. Если нет именно автомобильного, то можно воспользоваться и альпинистским, незабывая про красные "флажки" через каждый метр. Металический трос лучше не использовать - при разрыве он может нанести непоправимый вред и не только автомобилям. Привязывать на банальный узел или "бант" трос нельзя: узел потом трудно будет развязать, а "бант" может развязаться в дороге. Используемая чаще всего фиксация балонниками удобна, но тоже опасна. Оптимальным является использование морских узлов. Перед движением необходимо так же проверить и состояние самих буксировочных проушин и насколько крепко вкручены буксировочные петли.

Прежде чем тронуться в путь необходимо договорится о сигналах к тому или иному действию. Чаще всего ведомому по тем или иным причинам необходимо бывает остановится. Лучше всего взять с собой в дорогу рации или мобильные телефоны. Рации предпочтительней тк не нужно набирать номер телефона. К тому же разговор по мобильному во время движения запрещен и телефон может использоваться только для привлечения внимания, вместо клаксона. Напомним, что использование клаксона в городе запрещено правилами дорожного движения. Однако в экстренных случаях Вы можете его использовать для предотвращения ДТП. Таким образом оптимальным сигналом ведомого для ведущего служит краткое нажатие клаксона и включение правого поворота.

Пассажиры. Если несчастье Вас застигло в момент путешествия с пассажирами, то при буксировке их нужно пересадить в буксирующия автомобиль. Перевозка пассажиров в буксируемом автомобиле запрещена. Если в буксирующей машине не хватает места, то пассажирам прийдется добираться до пункта назначения своим ходом.
При этом важно не перегрузить ведущий автомобиль, вполне возможно, что с пассажирами он может и не справится с буксировкой, тем более если буксируемый автомобиль загружен дорожной поклажей.

Пробная поездка. Если есть возможность, то лучше ей не принебригать. В ее время вы сможете привыкнуть к изменившимся параметрам автомобилей. Необходимо отработать троганье, остановку, маневрирование. Ведущему нужно будет привыкнуть к движению под нагрузкой. Начало буксировки сродни троганию в крутую горку, следовательно, и приемы трогания схожи. Стартовать нужно плавно – слегка натянув буксировочный трос, придержать, а затем отпустить сцепление, добавив газа чуть больше, чем обычно.
В движении переключения передач лучше всего производить максимально быстро, а сцеплением пользоваться плавно, чтобы не допускать сильных рывков и провисания троса. При этом работу двигателя стоит поддерживать на оборотах, соответствующих максимальному крутящему моменту. Для этого перед переходом на повышенную ступень стоит «раскрутить» мотор несколько выше оптимальных оборотов и только затем переключать передачу. При буксировке возрастает нагрузка на двигатель и КПП ведущего автомобиля, так что водителю нужно внимательно следить за температурой охлаждающей жидкости. Чтобы избежать лишней нагрузки на мотор «тягача», подъемы лучше преодолевать на пониженной передаче.
Но основная нагрузка выпадает всеже на ведомого. И не только потому, что у автомобилей, оснащенных усилителями тормозов или рулевого управления, при выключенном двигателе существенно возрастают рабочие усилия на этих органах. Усилие на педали тормоза может достигать 50 кг. Ведомый обязан следить не только за окружающей обстановкой, но и за действиями ведущего. Особое внимание ведомый должен уделять тросу. Тросс должен быть всегда натянут! Рывки при буксировке крайне не желательны. Если тросс начинает провисать, то ведомый должен притормаживать, если выпрямляется - отпускать педаль тормоза. При остановке на светофоре ведомый часто допускает ошибку - старается как можно ближе подъехать к ведущему. Этого нельзя делать ни в коем случае! Это может привести к тому что трос попадет под колесо или запутается в узлах и агрегатах ведомого автомобиля. Если все же это произошло то ведущего необходимо остановить как можно быстрее - для этого ведомый подает длинный сигнал клаксоном (даже не смотря на угрозу штрафа, более быстрого и эффективного метода оповещения не существует). При перестроениях ведомый не должен спешить перестраиваться за ведущим - необходимо дать взади идущим машинам дать понять о грядущем маневре. В связи с тем, что на ведомом постоянно светится аврийка, то нужно при тренировке также отработать следующий маневр:
Ведущий включает поворотник и смещается в сторону на 30 см при этом в течении приблизительно 10 секунд (оговаривается водителями) ведущий едет не меняя своей траектории. В это время едущим за ведомым автомобистам будет видно о грядущем маневре. Ведущий тем временем оценивает обстановку и если ничего не мешает маневру также совершает смещение в сторону маневра. Если маневр невозможен, то либо ведомый не меняет траекторию, либо коротким сигналом останавливает от дальнейших действий ведущего.

Непосредственно движение. Когда все отработано или, по крайней мере, обговорено приступаем к самой буксировке. На ведущем автомобиле включаем ближний свет, а на ведомом аварийку и в путь. Чтобы не было несчастных случаев и ДТП при буксировании, необходима четкая и слаженная работа обоих водителей. Совершать объезды, перестроения и повороты следует плавно, не забывая об увеличившемся радиусе поворота. Ни в коем случае нельзя пытаться «проскочить» перекресток на мигающий зеленый сигнал светофора. Перед нерегулируемым перекрестком стоит убедиться в отсутствии препятствия и проезжающих ТС, ведь длина «состава» обеих машин превышает 12 метров, а выезжающие на перекресток могут просто не заметить этого. Подъезжая к нерегулируемому пешеходному переходу или совершая сложный маневр, возможно, следует предупредить участников движения о повышенной опасности звуковым сигналом или дальним светом фар. Ведущий должен думать за двоих. Двигаться и объезжать препятствия так, что бы ведомый мог повторить его траекторию. Если яму нельзя объехать, то не нужно сразу после нее давить на газ. Ни в коем случае не нужно останавливаться так, что бы ведомый остановился или скатился в яму - выдернуть его из нее будет очень сложно. Аналогичная ситуация и с "лежащими полицейскими".

По приезду к пункту назначения так же не стоит раслабляться. Ведущему нужно еще присмотреть место для парковки двух автомобилей.
Комментарии: (2) Рейтинги:  
0

Комментарии

28.04.2011 13:26
Аватар 1. Дмитрий пишет:
В данной статье автор вводит в заблуждение авто владельцев в том что перевозка пассажиров в буксируемом автомобиле запрещена это не совсем так согласно ПДД п. 20.2. При буксировке на гибкой или жесткой сцепке запрещается перевозка людей только в буксируемом автобусе, троллейбусе и в кузове буксируемого грузового автомобиля, а при буксировке путем частичной погрузки - нахождение людей в кабине или кузове буксируемого транспортного средства, а также в кузове буксирующего.

А зачем пользоваться таким опасным и сложным способом буксировки, если есть более безопасный способ буксировки при помощи жесткой сцепки. Тем более буксировка на жесткой сцепке доступна даже кто первый раз сел за руль, а для тех, кто ценит уверенность и надежность?!
ответить
25.10.2011 18:43
Аватар 2. Александ пишет:
У буксируемого транспортного средства методом частичной погрузки какие должны быть документы? Обязателен ли полис ОСАГО на транспортируемом авто?
ответ вышлите на
ответить

Новый комментарий

Имя:

Кликните для обновления

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Top