Техника управления картом и другим автотранспортом

Идеальная траектория
Как и в большинстве автоспортивных соревнованиях идеально выбранная траектория является одним из самых значимых аспектов сохранения максимально возможной скорости на всём отрезке трассы. Размашистые эффектные скольжения в повороте зачастую не улучшают, а ухудшают результат. Скольжение – это дополнительный тормоз! Он конечно имеет право на существование, но только тогда, когда это действительно необходимо. Например – лёд, покрытие не позволяет быстро кратко оттормозиться перед поворотом, и в тоже время не позволяет активно разгоняться в повороте. Или разгоняться в повороте не позволяет его крутость – в этих случаях следует «ставить» авто перед поворотом. Однажды трёхкратный чемпион мира Ники Лауда сказал: «несмотря на то, что о траекториях написаны в книгах целые главы, все гонщики едут по одной и той же траектории, просто гоночный автомобиль «хочет» по ней ехать….» Для болидов Формулы 1, которыми управляют настоящие ассы, это может быть и справедливо. А относится ли это к картингу?

Устроители картинговых трасс, как бы умышленно делают их в некоторых местах слишком широкими, провоцируя новичков на ошибки. И всё же, найти оптимальную траекторию несложно – по ней машина быстрее всего проходит поворот. Главный совет таков: нельзя рассматривать ни один поворот в отрыве от всей трассы. Если поворот является частью комбинации, то проходить его надо так, чтобы как можно правильнее попасть в следующий поворот. Значит надо учиться проезжать некоторые повороты медленнее, чем ты можешь это сделать, чтобы следующий, ведущий на прямой отрезок пройти быстрее! А это совсем не просто.

Примеры:
Классический 90-градусный поворот. Важно проехать на одном дыхании, чтобы обороты двигателя ни в коем случае не упали на выходе. Иначе будет «яма», «провал». Двигателю придётся вытягивать авто «с низов». Вход в поворот снаружи, затем вовнутрь и на выходе снова наружу поворота, как можно шире.

Поворот на 180 градусов или разворот. Вход широко снаружи, затем внутрь и в вершине поворота снова полный газ. Очень важно на входе не поворачивать колёса до упора, а лишь слегка подруливать. Карт должен поворачивать как бы сам, инерцией вращения, заложенной на входе в поворот.

Комбинация из правого и левого поворотов. На этом примере понятно, что имеют в виду автогонщики, когда говорят, что из поворотов надо делать прямые. Чередование внешних и внутренних заходов позволяет максимально спрямлять траекторию и выйти из связки поворотов с наибольшим ускорением.

Поворот на 180 градусов с короткой прямой посередине. Его можно рассматривать, как два 90-градусных поворота. На выходе из первого поворота, который проходиться, как классический 90-градусный, надо распустить карт наружу, чтобы зайти в следующий поворот, выход из которого должен быть опять максимально широким наружу.

Комбинация из нескольких поворотов. На трассе мы имеем дело, прежде всего, с комбинациями из разных поворотов. Здесь не может быть одного рецепта на все случаи. Но самый быстрый способ – тот, при котором карт поворачивает как можно плавне, а сам гонщик и машина подвергаются наименьшим боковым нагрузкам.

Надо стараться не снижать оборотов двигателя и избегать лишних скольжений, особенно на выходе из поворота. Скольжение – пусть и выглядит со стороны очень эффектно, но, по сути, это всегда тормоз! Кроме того, следует выбирать самую короткую траекторию в повороте, то есть стараться ехать как можно уже, сокращая длину своего круга. Главное, найти правильный компромисс, чтобы не пострадала скорость в повороте.

Повороты
1. Приближаясь к зоне торможения, сидим вертикально. Затем немного смещаемся от края трека наружу, т.к. карт немного сместиться при торможении (важно знать точно насколько)... Важно управлять корпусом, перемещая вес тела, то есть отклоняться в повороте наружу, а не вовнутрь, что на первый взгляд кажется не логичным. Делается это для того, чтобы дополнительно загрузить внешние колёса, чтобы они меньше скользили. В повороте карт должен не скользить, а идти как по рельсам! Так будет действительно быстро.
2. Тормозим очень жёстко, чуть смещая заднюю ось.
3. Допускаем небольшой снос карта к внешней стороне трека перед поворотом.
4. Перед тем как повернуть в шпильку, карт скользит с небольшой блокировкой. В момент, когда карт достигает точки поворота, поворачиваем карт. Важный момент: поворачиваем рулевое колесо очень плавно и потом держим его повернутым на заданный угол. В этот момент нельзя поворачивать руль резко. Поворачиваем плавно, с минимальным углом поворота. Важно постепенно увеличивать угол поворота колес после начала поворота. Так, чтобы в результате его карт описывал идеальную кривую с поздним апексом. При этом карт должен двигаться без заноса и сноса, на пределе сцепления покрышек с трассой.
5. Держим постоянный угол поворота руля до тех пор, пока не достигаем апекса.
6. Как только достигаем апекса, поворачиваем руль прямо, для быстрого выхода.
7. Еще один важный момент: после выпрямления колес возможно все еще потребуется регулировать направление движения карта на разгоне после поворота – делать микро подруливания, чтобы предотвратить занос. Важно использовать настолько малый угол поворота руля, насколько возможно. После чего возвращать колеса в прямое положение, как только это станет возможным. Есть такая шутка – «в повороте рулить поздно, надо рулить перед поворотом ».

Торможение
От торможений зависит и прохождение поворотов, и, понятное дело, время прохождения круга. Как это ни покажется парадоксальным, но практически все водители автомобилей делают одну и ту же ошибку – слишком рано и плавно тормозят. Ничего удивительного – это рефлекс, выработанный повседневной ездой на гражданском автомобиле в обычных условиях уличного движения. А надо по-другому: держать газ до последней доли секунды, а затем тормозить крайне жёстко, вплоть до блокировки колёс. Но не блокировать их на юз! Надо стараться смоделировать работу АБС, то есть тормозить так, чтобы колеса всё-таки катились, но значительно медленнее, чем не заторможенные передние. Они на большинстве картов не оснащены тормозами. А их можно и нужно так же заставить тормозить!

Делается это так: одновременно с описанным здесь способом торможения, надо повернуть руль в сторону поворота, выражаясь на гоночном слэнге, слегка «поставить» карт. На входе в поворот карт начнёт скользить передней осью. Скольжение шины – это торможение. Следовательно, в торможении участвуют уже всех четыре колёса, и его эффективность возрастает на 20%. Это первое, чему следует научиться за рулём карта. Те, кто освоить этот приём будут ещё долго удивляться, на сколько позже можно тормозить, чем им казалось раньше. Особенно эффективен он в борьбе за позицию на входе в поворот. Какие только невероятные предположения делают соперники, обгоняемые перед поворотом, чтобы объяснить своё отставание от ассов, которые умеют «ставить» карт. -)
Для того чтобы хорошо тормозить, вы должны избавиться от страхов, которые у вас могут быть из-за боязни заблокировать колеса или вращения карта.
Как учиться работать тормозом?
1. Выберете крутой поворот с короткой прямой перед поворотом (чтобы скорость была небольшая).
2. Выберите точку торможения чуть раньше, чем обычно.
3. Делайте все как обычно, но оставьте себе немного больше места на краю трека… возможно оно вам понадобиться. -)
4. Когда карт доедет до вашей точки раннего торможения ударьте (!) по педали тормоза.
5. От педали газа нога должна оторваться, а на педаль тормоза должна максимально сильно и резко давить.
6. После удара ослабьте давление на педаль тормоза и управляйте картом. Будьте готовы к тому, что карт может дернуться вбок.
Когда вы ударите по педали тормоза, вы почувствуете следующее:
-после того как вы отпустите педаль тормоза, карт станет управляемым
-покрышки издают визг
-звук двигателя резко изменяется (и двигатель почти останавливается)
Если вы ничего этого не чувствуете, вы должны нажимать педаль тормоза быстрее и сильнее, а если вы начинаете вращаться – значит вы держите педаль нажатой до упора слишком долго.
Требуется практика и вам потребуется время, чтобы научиться ослабить давление на педаль тормоза своевременно, чтобы карт стал управляемым, и вы смогли бы войти в поворот. Но продолжайте усердно работать, и вы узнаете, что даже если вы очень жестко обращаетесь с педалью тормоза вы все еще можете управлять картом. А это значит, что вы не будете бояться использовать ваши тормоза по полной.
Итак, давайте перейдем к серьезным вещам. В то время когда вы привыкали долбить по тормозам вы, возможно, заметили, что ваш карт становится еще более отзывчивым. Кроме того, во время «приручения» карта в экстремальных условиях вы должны были развить новый уровень ощущения того, насколько хорошо сцепление с дорогой и насколько сильно можно нажимать тормоз. Теперь мы должны усовершенствовать все это.
Когда вы ударяете по тормозу существует момент когда колеса только начинают блокироваться, когда они производят максимальное тормозное усилие. И ваша задача как гонщика держать газ так долго, как это возможно и тормозить на максимально коротком участке, насколько это возможно. Для этого вам необходимо когда вы тормозите держать колеса на грани блокировки, чтобы тормозить наиболее эффективно.
Очень хорошим способ улучшения торможения является перенос массы вашего тела назад, ближе к задним колесам. Так что перед тем как начать тормозить отклонитесь назад и прижмитесь к сидению.
Шаги к использованию вашей тормозной техники для достижения высоких результатов:
1. Выберите точку торможения. Используйте вашу обычную точку торможения, если она у вас есть.
2. Когда вы ударяете по педали тормоза, отпустите и быстро нажмите еще раз
3. Чувствуйте педаль и нажимайте педаль тормоза так, чтобы вы могли почувствовать, что колеса начинают блокироваться. Вы должны услышать визг. Если вы почувствовали, что колеса заблокировались, чуть-чуть ослабьте давление на педаль тормоза. Это как игра на гитаре – вам необходимо тренироваться и чувствовать.
4. Возможно, научившись хорошо тормозить вы начнете использовать слишком ранний апекс, держа карт на прямой так долго, как это возможно и начиная поворот слишком поздно.
Идея заключается в том, чтобы использовать максимальное торможение в вашей точке торможения, а потом начинать уменьшать тормозное усилие по мере того, как вы приближаетесь к повороту. Некоторые картингисты будут делать наоборот – увеличивать тормозное усилие по мере приближения к повороту… и обнаруживая что их карт отправился в занос и их развернуло. А тем временем, вы уменьшаете тормозное усилие, и уже начинаете разгоняться.

Удачи на дорогах!

Комментарии: (0) Рейтинги:  
0
Комментарии отсутствуют

Новый комментарий

Имя:

Кликните для обновления

Для редактирования комментария осталось 10 минут
Top